Темперамент

Любое педагогическое воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ребёнка.

Термином «темперамент» обозначают динамические особенно­сти поведения. Его физиологической или природной предпосылкой является тип высшей нервной деятельности, определяемый сочета­нием свойств нервной системы. Именно темперамент регулирует скорость возникновения, изменения и затухания эмоциональных процессов, их интенсивность, склонность к сохранению определён­ного вида деятельности или стихийной смене его, лёгкость, с кото­рой человек приобретает новые формы поведения (умения, навыки, привычки) и изменяет их.

Принято считать, что существует четыре основных типа темпе­рамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

1тип - сильный, уравновешенный, подвижный - сангвинический темперамент (сангвиник)

Ребёнок-сангвиник знает себе цену. Он жизнелюб и любит, что­бы жизнь вокруг него била ключом. С ним интересно и легко. Сангвиник может приспособиться к разным условиям. Он безболезненно и быстро адаптируется к новому. Легко «включается» в любую деятельность. Такой ребёнок без труда усваивает возрастные навыки. Его движения уверенны, точны. Речь выразительная, быстрая, живая с мимикой и жестами. Он без эмоций переносит наказания. Целый день у него хорошее настроение. А если даже и печалится, то кратковременно и ненадолго. Такой ребёнок - источник оптимизма.

Однако ждать от таких детей стойких привязанностей и увлечений почти не приходится. Их школьные успехи опираются на сообразительность, лёгкость переключения и распределения внимания, а неуспехи объясняются отсутствием усидчивости, недостаточной сосредоточенностью.

2 тип - сильный, уравновешенный, инертный - флегматический темперамент (флегматик)

Такой ребёнок не спешит никуда, он копуша. Делает всё неторопливо, не выносит спешки. Движения его медлительны, среди  ровесников он - «увалень», «медведь». Его солидности позавидует любой начальник, а рассудительности -  мама с| папой. В среде детей он отличается спокойствием. Флегматик делает всё обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и одолевая все препятствия. Свои решения он не меняет. Такой ребёнок всегда сдержан и кажется нам малоэмоциональным. Однако очень предан своим близким и друзьям.

Ребёнок-флегматик не по возрасту миролюбив. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя активный словарь не отличается от нормы.

Все возрастные навыки у флегматика формируются с трудом и очень долго. Его можно многому научить и невозможно, или же, по крайней мере, трудно, переучить. Флегматик очень медленно адаптируется к детскому коллективу. Авторитет среди сверстников обретают за счёт упорства и настойчивости в достижении поставленной цели. Кроме того, они обычно хорошо учатся. Но встречаются среди них и тугодумы. Такие добиваются результатов лишь зубрёжкой.

3тип - сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения - холерический темперамент (холерик)

Пожалуй, этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребёнка, обычно приносящий родителям бесконечные хлопоты. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети Подвижней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребёнок загорается как спичка. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы, ой кажется, что у него есть вечный двигатель, который делает неутомимым. Борец, задира. Он часто бросает начатое дело и других занятий. Рядом с ним обычно всё «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако она очень выразительна и эмоциональна. Обычно эти дети быстро приспосабливаются к детскому коллективу и очень трудно к требованиям учебных учреждений. Они легко смиряются с любым словесным наказанием и не в силах вынести, когда цель наказания - лишение сво­ды. Свободолюбие их - безгранично. Потребность в новых впечатлениях побуждает их к исследовательской активности. Игры со сверстниками часто заканчиваются ссорами и даже потасовками, трах неизвестности, собственной несостоятельности часто делает таких ребят грубыми, несдержанными. Эти формы поведения представляют собой защитную реакцию на неприятные переживания и мысли. В суждениях школьников-холериков часто звучит аппеляционность, просматривается заметная непоследовательность. Ранее любимые ими педагоги и учебные предметы через короткое время могут стать нелюбимыми и наоборот. Круг их зна­комых очень широк и пёстр по составу. С одними играют, с другими контактируют по поводу школьных поручений и подготовки домашних заданий, с третьими их связывает общность увлечении четвёртые им просто симпатичны.

IV тип - слабый - меланхолический темперамент (меланхолик)

Не все учёные согласны до сих пор, что есть вообще этот темперамент, так как он просто показатель слабости ребёнка, а темперамент нужен для того, чтобы выжить, поэтому не стоит пуган, темперамент с меланхолическим характером. Меланхолики сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. «Принцессы на горошине» гораздо менее чувствительны, чем они. Они очень ранимы Запасы слёз у них неистощимы. Они всего боятся, застенчивы, робки, нерешительны. Они почти не верят в свои силы. Любой из них зацикливается на неудачах и наказание воспринимает тоже как неудачу. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам, от любой деятельности мгновенно устают. Соматические расстройства у таких детей могут быть связаны с нервным потрясением. Если ребёнок не любит ходить в школу, приближается контрольная работа, экзамен или любое другое ответственное мероприятие, то у ребёнка может подняться температура, появиться жидкий стул или любые другие проявления заболевания. Однако проблемы со здоровьем являются не признаком трусости, а лишь следствием неспособности нервной системы этих ребят выдержать сильные эмоциональные нагрузки.

Обычно меланхолики легко усваивают возрастные навыки, м эти навыки неустойчивы. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но выразительная. Всем меланхоликам трудно адаптироваться в детских коллективах. Зато они очень отзывчивы и добры, тонко чувствуют музыку, прекрасно разбираются в настроении других людей, интуитивно реагируют на дружелюбие и враждебность в свой адрес. С возрастом у них развивается такая черта, как наблюдательность, способность к сопережи­ванию. Это очень важные черты, которые имеют непреходящее значение в сфере человеческих взаимоотношений.

Это основные темпераменты и стили поведения детей. Практически вряд ли вы найдёте среди детей «чистого» флегматика, хилерика, сангвиника и меланхолика, чтобы он идеально соответствовал сем вышеперечисленным стандартам. Чистых темпераментов в природе почти нет, однако у всех нас преобладает какой-нибудь один из них. Это особенно наглядно видно после семи лет, когда равновешиваются процессы возбуждения и торможения.

Не путайте темперамент с характером. Характер - это то, что важно приобрести в процессе жизни. Он создаётся воспитанием. А темперамент вы не создадите. Ребёнок с ним рождается, а старик умирает. Однако, формируя характер, мы учимся им управлять. Нормируется характер в результате убеждения, внушения, чьего-либо примера, то есть в результате целенаправленного воздействия взрослых на сознание и поведения ребёнка. Воспитателям необходимо принимать в расчёт связи характера и темперамента, то есть природной и социальной обусловленности: своевременная корректировка воспитательных воздействий позволит избежать нежела­нных ошибок, принесёт и родителям и детям больше радости от общения.

 

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как лучше воспитывать сангвиника

  • Стремитесь выработать у ребёнка-сангвиника устойчивые интересы.
  • Учите терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца.
  • Как можно больше поощряйте за нравственность его поступки.
  • Искореняйте небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывайте, что жизнерадостность, общительность, оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стаи, источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребёнка.

Как лучше воспитывать флегматика

  • Попытайтесь выработать любознательность и сделать его инициативным.
  • Учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время.
  • Не раздражайтесь медленными темпами, а ускоряйте, применяя игровую деятельность.
  • Учите полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
  • Старайтесь прививать навыки общения и развивать его коммуникабельность.
  • Играйте с ним в игры, где необходима быстрота движении точность, ловкость.
  • Поощряйте, когда он выполняет правила любыми способами пробуждайте сообразительность и воображение ребёнка.
  • Следите за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, время тормошите его, иначе вялость может превратиться в лень, а ровность чувств - в их нищенскую скудость.

 Как лучше воспитывать холерика

  • Направляйте бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учите обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.
  • В зачатке погашайте любую агрессивность.
  • Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы. Игры должны быть спокойные, в которых всё зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
  • Не забывайте, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.
  • Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким стал. Да, да, не уговаривать, а требовать...

Как лучше воспитывать меланхолика

  • Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
  • Старайтесь поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.
  • Нацеливайте его лишь на посильные задания и помогайте время их исполнить.
  • Учите, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.
  • Поддерживайте его самостоятельность.
  • Воспитывайте в нём инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
  • Учите бесстрашию и помогайте избавиться от страхов.
  • Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивайте его.
  • Старайтесь вызвать больше положительных эмоций.
  • Учитывайте его впечатлительность, ранимость, высокую чувствительность.

Родители – лучшие учителя ребёнку.