Учимся вместе в школе
Многие родители понимают готовность ребенка к школе как умение считать, писать, читать. Но залог будущего успеха заключается не только в этом. Очень важно, чтобы будущий первоклассник умел организовать свой день, был усидчив. Он должен уметь слушать и слышать учителя, выполнять его требования с первого раза, а не ждать повторения. И, конечно, ваш малыш будет комфортнее и увереннее себя чувствовать, если он приучен следить за одеждой, аккуратно есть, убирать за собой со стола, без напоминания мыть руки перед едой, самостоятельно зашнуровывать обувь.
Разумеется, ваш ребенок уже сегодня знает свой домашний адрес, место работы родителей, умеет правильно переходить дорогу, открывать и закрывать дверь дома ключом, звонить по телефону. Осталось выучить адрес школы, научиться разогревать обед в микроволновой печи и пользоваться электрочайником. Важно, чтобы малыш умел взаимодействовать со сверстниками: разрешать споры, слушать товарищей, настаивать на своем и уметь уступать, помогать друзьям в трудной ситуации.
Что нужно сделать для развития ребенка в оставшееся до школы время? Попробуйте провести маленький эксперимент. Проверьте, хорошо ли развита речь ребенка. Может ли он самостоятельно составить связный рассказ по картинке, пересказать сказку, описать игрушку, составить рассказ из личного опыта на такие, к примеру, темы: «Моя любимая кукла» или «Как я помогаю маме». А умеет ли он поддержать диалог со взрослыми и детьми? Нередко в рассказах детей появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых не было. Не волнуйтесь, живое воображение - одно из условий развития речи. Проконтролируйте умение ребенка слышать, различать и выговаривать все звуки. Если не все гладко, не теряйте времени - обратитесь к логопеду.
Готова ли к школе рука ребенка? Если ваш ребенок во время рисования, написания букв, закрашивания постоянно поворачивает лист бумаги - это явный признак недостаточной работы пальцев рук. Для развития моторики необходимо, чтобы ребенок занимался рисованием, аппликацией, лепкой, выкладыванием узоров из мозаики, играми с мелким конструктором. У ребенка старшего дошкольного возраста не должно быть затруднений в застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков.
Попробуйте нарисовать с ребенком «узоры». Для этого возьмите тетрадь в крупную клетку, вспомните с ребенком, где верх, где низ, право, лево, отметьте точкой начало узора и диктуйте, не повторяясь, т.к. ребенок может запутаться: «Одна клетка вниз, одна вправо, одна клетка вверх, одна вправо, одна клетка вниз», и т.д. На следующих занятиях узоры усложните. По клеточкам можно нарисовать даже машину или зайца, а потом спросить малыша, что он нарисовал. Если задание выполнено верно, ребенок без труда узнает предмет.
Развита ли у ребенка память? Предложите ему запомнить и повторить слова, которые вы назовете. Произносить их нужно спокойным голосом, не торопясь. Если ребенок с первого раза запомнил не менее 5 слов, а через час забыл не более двух слов, то у него хорошая память.
Не забывайте: ребенок все усваивает лучше в игровой форме. Играйте дома, на улице, в транспорте, по дороге в детский сад и домой. Придумывайте игры сами… Например, загадайте предмет, а ребёнок задавая вопросы, пусть пытается угадать, что это. Вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». К примеру, это деревянное? Это находится у нас дома? Это съедобное? А потом, чтобы ребёнку было интересно, он сам загадывает предмет. Такие игры не только развивают малыша, но и сближают вас.
* * *
Обратите внимание на выбор школы! Конечно, каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок учился в лицее или гимназии. Но прежде чем записать ребенка в такую школу, взвесьте все «за» и «против». Готов ли он усвоить достаточный объем знаний, ведь, по большому счету, главное - чтобы малыш чувствовал себя в школе уверенно, комфортно, не замыкался в себе, и желательно, чтобы получал от учебы удовольствие. Если есть возможность, сходите с ребенком в школу заранее, познакомьтесь с учителем, посидите за партой, тогда 1 сентября ребенок пойдет в школу без страха, она не будет казаться ему чужой.
Желаем успехов вам и вашему ребенку!
Уважаемые родители! Безусловно, развитие Вашего ребенка идет по тем же законам, что и здоровых сверстников, с той только разницей, что Ваш ребенок обладает значительно меньшими адаптационными возможностями по отношению к окружающему миру. В то же время его развитие происходит под воздействием обучения, которое организуют взрослые.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Ваш ребенок имеет равные со своими сверстниками права на образование. Для него предусмотрено создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные возможности для получения образования. Его обучение в школе предполагает комплексное воздействие, а именно: формирование навыков самообслуживания, обучение чтению и письму, формирование умений социально-бытового характера, трудовое обучение и др.
Приоритетными в содержании образования Вашего ребенка являются социальные и воспитательные цели обучения. Соответственно адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АОП), разработанная школой, позволяет:
- учесть особые образовательные потребности Вашего ребенка и обеспечить развитие его способностей на основе специально разработанных учебных планов, созданных специальных условий;
- формировать и совершенствовать его личность в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Безусловно, главная роль в адаптации и реабилитации Вашего ребенка принадлежит педагогическому процессу. В то же время в АОП для Вас предусмотрена помощь и поддержка квалифицированных специалистов, так как наилучшая адаптация Вашего ребенка возможна лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать его возможностям.
С этой целью Ваш ребенок может осваивать программу в пролонгированные сроки, а значит, для него может быть разработан индивидуальный учебный план.
Или при одинаковом перечне учебных дисциплин и количестве отведенных на них часов, для разной степени нарушений в АОП имеются весомые различия в обеспечении учебного плана, а именно:
- увеличиваются учебные часы, отводимые на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- программы учебных предметов имеют ярко выраженную практическую направленность;
- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка;
- используются специальные учебные пособия;
- усиливается использование межпредметных связей, увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных предметах.
Для реализации АОП школа может использовать такие возможности, как:
- выявление и развитие способностей Вашего ребенка через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
- расширение социального опыта и социальных контактов Вашего ребенка, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
- включение Вас, а также педагогов и специалистов, в проектирование и развитие социальной среды школы, а также в формирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута Вашего ребенка;
- вовлечение семей особых детей непосредственно в образовательную деятельность.
В силу ряда особенностей проявления интеллектуальных нарушений в ребенка, необходимо как можно раньше включать его в образовательную деятельность, поскольку в раннем возрасте он более пластичен, а значит, более податлив к педагогическому воздействию. Однако следует не забывать, что при перерыве в обучении или его прекращении уже приобретенный ранее навык может распадаться.
Поскольку Ваш ребенок, значительную часть времени проводит в семье, Вам следует продолжать работу по его обучению дома. При этом необходимо находиться в тесном контакте со всеми специалистами, знать, чему в настоящее время обучается Ваш ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях.
Желаем удачи!
Важным шагом в получении общего образования Вашим ребенком является выбор общеобразовательной организации, а именно школы, в которой будет обучаться Ваш ребенок.
Если Вы принимаете решение о том, что Ваш ребенок будет посещать обычную школу и получать образование совместно со здоровыми сверстниками (или в отдельном классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), то на встрече с директором и (или) заместителем директора по учебно-воспитательной работе, Вы можете уточнить:
- Каков режим работы школы? Кто из учителей набирает классы в этом учебном году? Сколько человек будет в классе, который будет посещать Ваш ребенок?
- Есть ли в школе адаптированная общеобразовательная программа?
- Какие специалисты будут работать с Вашим ребенком (психологи, логопеды, дефектологи и пр.)? На что направлены программы коррекционной работы этих специалистов? Какие специальные условия для обучения и воспитания созданы в школе? Есть ли в школе специализированные помещения (например, логопедический кабинет, кабинет медицинского назначения, кабинет для ЛФК и массажа, специально оборудованные спортивный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорные комнаты релаксации, бассейн и пр.)?
- Какие курсы будут реализованы во внеурочной деятельности? Будут ли эти курсы направлены на коррекцию развития и социальную адаптацию Вашего ребенка? Примерный перечень указанных курсов представлен в приложении 6.
- Будет ли осуществляться медицинское сопровождение Вашего ребенка?
- Реализуются ли в школе дополнительные образовательные программы? Какова направленность таких программ? Могут ли данные программы быть реализованы для Вашего ребенка?
- Возможно ли освоение адаптированной образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий?
Если школа, в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим представлениям, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу. В то же время у Вашего ребенка есть возможность получать образование в узкоспециализированных школах – специальных (коррекционных) школах, где осуществляется реализация адаптированных образовательных программ для детей с конкретными нарушениями развития (например: для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и пр.).
Получить представление о таких организациях вы можете на их официальных сайтах.